Алкоголь крупным планом

Розничная торговля алкоголем должна быть готова к потрясениям 2011 21.02.2011

Розничная торговля алкоголем должна быть готова к потрясениям 2011

Под контролем государства окажется полный замкнутый цикл: начиная от производства, перевозки спирта, к производству алкоголя, оптовому звену и заканчивая розницей.

Розничная торговля алкоголем должна быть готова к потрясениям 2011Розничным торговцам лучше заранее знать и подготовиться к нововведениям, которые готовит государство в сфере регулирования рынка алкоголя, считает председатель президиума Экспертного совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Госдумы РФ, директор по стратегическому развитию компании "Казёнка" Леонид Вигдорович.

Воздействие на участников рынка будет происходить с нескольких сторон:

- с помощью отбора лицензий (выдача, приостановка, прекращение лицензий)
- уголовным преследованием
- административным воздействием
- "Привязкой" к помещению

Большинство из этих рычагов уже известны участникам рынка, однако стоит обратить внимание на новые сферы их применения. Они в основном содержатся в правительственном законопроекте, который вносит поправки в основной, 171 закон для алкогольной отрасли. Если все пойдет быстро (как это бывает с правительственными законопроектами) то к середине 2011 года мы получим вступающий в силу новый закон.

Государство планирует отрегулировать рынок так, чтобы выявить недостоверные сведения о движении алкогольной продукции и бороться с ее нелегальным оборотом.

Отбор лицензии за торговлю алкоголем ниже установленной цены. Правительственный законопроект предлагает аннулировать лицензию за реализацию крепкого алкоголя по цене ниже минимальной. Аннулировать лицензию сможет РАР в досудебном порядке, установленном Правительством РФ.

К сожалению, штраф в районе 100 тыс. рублей не отбил охоту продавать алкоголь ниже минимальных цен. Видимо, поэтому Правительство РФ решило в своем законопроекте установить норму об аннулировании лицензии во внесудебном порядке за продажу алкогольной продукции по цене ниже минимальной. Досудебное аннулирование - очень серьезная мера, дискуссионная мера, но она, очевидно, позволит очень быстро отсекать те предприятия, которые были уличены в работе с контрафактом.

Мера с введением минимальной цены в 2010 была повсеместно признана удачной, поэтому есть большие основания, что ее сохранят, и в дальнейшем повысят. Помимо водки, на протяжении 2010 года были введены минимальные цены на все крепкие напитки от 28 градусов. С 2011 года своя минимальная цена появилась и у коньяка - 193 руб. (положено начало кампании по изгнанию с полок поддельных коньяков низкого качества) Нижняя планка для водки в 2011 поднята с 89 до 98 руб. за бутылку 0,5 л. Минимальные розничные цены распространяются как на произведенную в стране продукцию, так и на ввезенную из-за рубежа.

Отзыв лицензии ждет и тех, что торгует алкоголем неподалеку от школ, больниц, стадионов. Причем размер прилегающей территории будут определяться органами исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления.

В целом, правительственный законопроект дает широкие полномочия субъектам РФ: они могут самостоятельно определять размер прилегающих территорий к школам, садам и т.п. где запрещена продажа алкоголя, усиливать по времени запрет на ночную продажу алкоголя (по закону с 23 до 8). Они же будут выдавать лицензии на розничную торговлю алкоголем, но по единым формам (как и декларации на производство и оборот) установленным Правительством РФ.

Уголовная ответственность за махинации с акцизными марками - еще одна вероятная новация в российском алкогольном законодательстве. Торговля с мытыми, поддельными и другими неправильными марками очень черевата. На парламентских слушаниях о совершенствовании алкогольного законодательства прозвучала идея о приравнивании подделки акцизных марок к подделке государственных казначейских билетов. А это совершенно другие статьи Уголовного кодекса. В настоящее время, за подделку акцизных марок предусматривается лишение свободы до 3-х лет, хотя чаще всего нарушители отделываются незначительными штрафами. Если поправки примут, нарушителям - и недобросовестным производителям водки. и недобросовестным реализаторам - будет грозить до 15 лет тюрьмы со штрафом в размере до 1 млн. руб.. Фактически, сроки будут выче, чем за сбыт краденого. Такое наказание предусматривает ч. 3 статьи 186 УК РФ (изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг в особо крупном размере).

Для справки, заместитель руководителя Росалкогольрегулирования Владислав Спирин заявил, что от махинаций производителей алкоголя с акцизными марками государство в 2010 году потеряло 10 млрд руб.

Уголовная ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним. Уже введен закон о продаже алкоголя по паспорту, продавцы уже сейчас имеют право спрашивать паспорт. Таким образом, правовая база для введения уголовной ответственности за продажу спиртного несовершеннолетним уже готова и, возможно, до конца февраля данные законодательные новации воплотятся в жизнь.

"Привязка" к помещениям. В проекте правительства уже указано, что организации, осуществляющие розничную торговлю алкоголем, должны иметь стационарные помещения общей площадью не менее 50 кв метров (25 кв. м- для сельской местности).

Вообще, борьба с ларьками и лоточной торговлей только разворачивается. Сейчас регуляторами рынка рассматривается идея о запрете продажи в ларьках и палатках любой алкогольной продукции с содержанием этилового спирта свыше 1,5%. Но эта инициатива пока не зафиксирована ни в каком законопроекте и по-прежнему пивом можно торговать практически везде.

Если посмотреть на производство и оптовое звено, то новация еще более усилена: есть данные, что "привязка" лицензии к производственному или складскому помещению все-таки пройдет в Госдуме (возможно, депутаты проведут ее путем поправок либо в правительственный законопроект, либо с помощью отдельных поправок в 171 фз). Про конкретные площади помещений (1000 кв метров) в собственности или долгосрочной аренде разговоры утихли, но основной смысл аренда на 5 лет-лицензия на производство или опт на 5 лет - остался. Аренда на 3 года - лицензия на 3 года. И тд. Останутся только те, кто работает в правовом поле, и имеют в собственности или долгосрочной аренде производственные и складские помещения.

Все участники рынка понимают, что очень действенной мерой по борьбе с нелегальным алкоголем является отбор лицензии и введение уголовной ответственности за незаконную торговлю алкоголем. Немаловажную роль в госрегулировании отрасли в 2011 сыграет Росалкогольрегулирование, которое постарается аккумулировать такие важные рычаги, как воздействие на участников рынка с помощью лицензий. Даже выдачу лицензий рознице, которой ведают органы исполнительной власти субъектов РФ, возможно в дальнейшем будут выполнять территориальные органы РАРа. Также от Правительства и от РАРа будет зависеть практически все выпускаемые подзаконные акты, необходимые для работы правительственных поправок в 171 закон. И в данном аспекте нам еще предстоит дополнительно разбираться.

Ясно одно: разговоры о том, что мы не знали, что это подделка или контрафакт - не пройдут. Слишком велика заинтересованность государства в борьбе с нелегалами. Проще запастись прибором проверки подлинности акцизных марок и работать с проверенными дистрибьюторами или с производством напрямую.

Немного позитива: устранение регионального сепаратизма

Нам все известны такие перекосы в региональной торговле, как выделение места на полке для местных марок, установление обязательного объема реализации местной продукции, квотирование ввоза алкоголя из других регионов, привязка цен (чтобы стоимость ввозимого товара была на 10-20% выше местного), а также прохождение добровольной сертификации за плату.

Поэтому позитивным для алкогольной отрасли будет введение унификации лицензирования розничной продажи алкогольной продукции во всех субъектах РФ. Местные органы власти не вправе будут принимать решения, приводящие к ограничению доступа алкогольной продукции на свою территорию, произведенной в других субъектах РФ или муниципальных образованиях. Если с принятием правительственного законопроекта эта норма "заработает" правильно, то она приведет к свободному перемещению товаров и услуг, равенству субъектов предпринимательской деятельности и разовьет конкуренцию. Т.о. эта нома будет способствовать развитию единых правил игры во всех регионах РФ.

И никакой брат, сват в местной администрации уже не может влиять на выкладку на полках магазинов. За счет принятия данной номы выиграет конечный потребитель.

Сейчас возможна передача полномочий на лицензирование от субъектов РФ органам местного самоуправления. При этом лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом РФ, может действовать на территории другого субъекта РФ при условии нфаличия между ними соответствующего соглашения - этот пункт ушел из закона. По новому законопроекту - лицензию на розницу будет выдавать субъект РФ (а это разные вещи, чем местное самоуправление) "При этом лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом РФ, может действовать на территории другого субъекта РФ при условии наличия между ними соответствующего соглашения" - этот пункт ушел из закона. Следовательно, лицензия на розничную торговлю будет распространяться везде по стране, а не только в конкретном субъекте РФ.

Для справки:

Статья 186 УК РФ. Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг

1. Изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте - наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные в крупном размере, -наказываются лишением свободы на срок от семи до двиаенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

По материалам "Alcoexpert"





Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Комментарии:

Гость, 24.02.2011 10:02:37 QUOTEИмя
Спасибо за внятную статью
Гость, 24.02.2011 11:37:25 QUOTEИмя
Наконец то нормальная аналитика появилась на сайте, давайте побольше информации, вы же алкогольный портал!!
Гость, 26.02.2011 08:46:29 QUOTEИмя
Спасибо за новости


Реклама: