Алкоголь крупным планом

24.09.2008

Дошла до точки кипения

Приложение к газете "Коммерсантъ" № 172(3989) от 24.09.2008 

Снижение цен на легальный алкоголь, введение единой ставки акциза на спирт и другие меры, направленные на борьбу с "левой" водкой, из категории мифов переходят в реальность. В середине лета премьер-министр России Владимир Путин поддержал реформу алкогольного рынка, потребовав от профильных министерств подготовить поправки к соответствующим законам.

Премьерский наказ
Основным противником снижения акциза остается Министерство финансов, настаивающее на увеличении ставок. Согласно поправкам, которые Минфин уже внес в Налоговый кодекс (они приняты Думой в трех чтениях и подписаны президентом), с 2009 года ставка акциза не уменьшается, а увеличивается с нынешних 173,5 руб. за литр чистого этилового спирта до 191 руб.

Это, однако, не помешало Владимиру Путину 18 июля наложить на письмо вице-премьера правительства Виктора Зубкова резолюцию: "Продумайте вопрос сокращения акциза". В письме господина Зубкова содержалось предложение уменьшить акциз, а также были отражены все основные этапы борьбы между сторонниками снижения ставки и ее противниками. Борьбы, которая продолжалась более двух лет. Инициатива пересмотреть действующие принципы регулирования алкогольного рынка исходила от крупнейших его участников, а также от хорошо знакомого с проблемами данного рынка ведомства — Федеральной налоговой службы (ФНС).

Суть предложений правительства сводилась к снижению ставки акциза с нынешних 173,5 руб. за литр чистого этилового спирта в готовой продукции как минимум до 100 руб. Предлагалось также ввести минимальную цену и единую ставку акциза с одновременной отменой практически всех льгот на его уплату и ужесточением уголовной ответственности за нелегальный оборот алкоголя. Сейчас четверть ставки акциза (чуть более 25 руб.) взимается со спирта, остальное (173,5 руб.) — с водки.

Логика инициаторов снижения налогов проста. Сейчас из более чем 190 млн дал водки и других ликероводочных изделий, реализуемых в рознице, легально производится чуть больше 130 млн дал. Остальное выпускается нелегально на легальных предприятиях — в "третью смену". Причем 60 млн дал — это фиксируемый минимум, на самом деле объем нелегального производства значительно выше, так как часть "левака" вообще никак не фиксируется в рознице. Долю нелегальной продукции на рынке оптимисты оценивают примерно в 35%, пессимисты — более чем в 60%.

Однако и те и другие сходятся в том, что нелегалы делают свой бизнес благодаря высокой ставке акциза. Сегодня себестоимость производства водки составляет 15-16 руб. за бутылку емкостью 0,5 л. В эту сумму входят затраты на производство, а также стоимость тары, этикетки, спирта и прочих необходимых для выпуска водки комплектующих. С учетом косвенных расходов эта цифра вырастает до 19 руб. К этому надо добавить акциз (применительно к бутылке емкостью 0,5 л — примерно 34 руб.) и НДС (с учетом себестоимости — еще 10 руб.). Таким образом, на выходе с завода фактическая себестоимость бутылки водки превышает 60 руб. А если добавить еще и маржу оптовика (минимум 10%) и розничной сети (минимум 25%, хотя в реальности значительно выше), то, по самым скромным подсчетам, цена самой дешевой легальной бутылки водки превысит 80 руб.

Для нелегальной продукции, с которой НДС и акциз не платятся, "отпускная цена с завода" составляет 32-38 руб., в рознице такая бутылка продается по 45-60 руб. Очевидно, что для человека, чей уровень доходов не превышает 10 тыс. руб. в месяц, такая разница между легальной и нелегальной водкой весьма существенна. Что и позволяет "леваку" уверенно чувствовать себя на рынке. Надо помнить, что помимо "левака" в продаже есть еще и спиртосодержащие жидкости медицинского и бытового назначения, потребляемые теми, кому и 45 руб. за пол-литра не по карману.

Денатурат раздора
Предложения ФНС и участников рынка сводятся, по сути, к двум пунктам — снижению стоимости легальной продукции за счет снижения ставки акциза и повышению стоимости нелегальной за счет ужесточения уголовной ответственности и введения минимальной цены. Введение единой ставки акциза на этиловый спирт также исключит возможность попадания основного сырья для производства водки на рынок без уплаты акциза.

Алкогольный рынок — производители и импортеры крепкого алкоголя — эти предложения поддержал практически единогласно. Общее мнение сводилось к следующему: государство испробовало различные меры, направленные на стабилизацию рынка (введение акцизных складов, запуск ЕГАИС, квоты на закупку спирта его потребителями и т. д.), но ни одна из них не дала значимых результатов. И ни одна не имела экономической составляющей, направленной на борьбу с "леваком". Чиновники лишь раз за разом усиливали административный контроль над отраслью, выражавшийся в усилении давления на легальных производителей.

Единодушного одобрения производителей и импортеров крепкого алкоголя, однако, оказалось недостаточно. Предложения вызвали критику ряда чиновников, которых беспокоили в основном два вопроса — не уменьшатся ли поступления в бюджет из-за снижения ставок акциза и не вырастет ли потребление крепкого алкоголя, если легальная водка подешевеет.

Бюджет от снижения акцизов ничего не потеряет, утверждали инициаторы снижения ставки. При действовавшей в 2007 году ставке акциза на уровне 162 руб. за литр этилового спирта в казну должно было поступить чуть более 124 млрд руб., в реальности же эта цифра составила всего 66 млрд (см. таблицу). То есть собираемость акциза не превысила 53%. Снижение же ставки до 100 руб. должно привести к росту производства и, как следствие, к увеличению налогооблагаемой базы. Кроме того, алкогольные акцизы не составляют в бюджете РФ сколько-нибудь значимой величины: в 2007 году на их долю пришлось всего 1,2% консолидированного бюджета РФ.

Опасения, связанные с возможным ростом потребления водки, вообще не выдерживали никакой критики: дешевый алкоголь нелегального происхождения доступен и сейчас. При этом если купить легальную водку в некоторых регионах ночью трудно, то с приобретением медицинских препаратов на спиртовой основе проблем не возникает. К примеру, настойку боярышника с 60-процентным содержанием спирта, пользующуюся спросом у потребителей нелегального алкоголя, в круглосуточных аптеках отпускают без проблем.

Крупные потребители спирта задавали вопросы посложнее. Так, производители неспиртосодержащей продукции — этилацетата (одна из разновидностей растворителей, используемых в химической промышленности), а также лаков и красок, как правило, используют денатурат — этиловый спирт, произведенный как из пищевого, так и из непищевого сырья с добавлением денатурирующих добавок. Такие добавки (их четыре: керосин, бензин, битрекс и кротоновый альдегид) полностью исключают использование этого спирта для приготовления алкогольной продукции. Подтвердив денатурацию, производитель не содержащей спирта жидкости получал вычет по акцизу. В том случае, если на спирт будет распространена единая ставка акциза (100 руб.) и убрана льгота для денатурата, таким потребителям придется непросто: за счет акциза сырье неизбежно подорожает.

Для производителей лакокрасочных изделий это менее ощутимо. Например, в себестоимости нитрокраски доля спирта не превышает 5%. А вот для производителей этилацетата, в себестоимости производства которого доля спирта составляет минимум 30%, введение единой ставки и отмена льготы по денатурации будут весьма болезненны. Тем более что отечественный этилацетат поставляется на экспорт — его удорожание приведет к проблемам со сбытом не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Найти компромисс, при котором учитываются интересы как алкогольного рынка, так и рынка этилацетата, можно, полагают инициаторы введения единой ставки. Сейчас производители неспиртосодержащей продукции в целом потребляют около 7 млн дал спирта (менее 10% производимого в стране спирта). Потребность в таких объемах можно полностью удовлетворить за счет синтетического спирта, выпускаемого из попутного газа. "Если сохранить вычет акциза по денатурату исключительно для синтетического спирта, убрав соответствующие льготы для всех других видов спирта, производители неспиртосодержащей продукции не пострадают",— говорит заместитель председателя правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. По его словам, существующие мощности по производству синтетического спирта в России позволяют полностью обеспечить потребности потребителей этой продукции. Текущая потребность производителей неспиртосодержащей продукции в этиловом спирте составляет около 7 млн дал. При этом только одно предприятие в России, ЗАО "Нефтехимия", может выпускать около 7,2 млн дал при наличии спроса. "А ведь есть и другие мощности по выпуску синтетического спирта",— отмечает господин Добров.

Основные трудности, связанные с последствиями введения единой ставки акциза для отраслей-потребителей этилового спирта, на сегодня сняты, считает руководитель экспертного совета по госрегулированию оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции комитета по экономполитике Госдумы Михаил Блинов. "Существуют определенные замечания у ряда производителей парфюмерной продукции и пороха, но мы надеемся, что в ходе дискуссии будет выработан компромисс, который устроит все заинтересованные стороны,— полагает он.

Таким образом, формально все готово. Есть необходимые элементы для изменения действующего законодательства в виде согласованных позиций производителей и потребителей спирта, мнений большинства заинтересованных ведомств (за исключением Минфина) и даже согласие премьер-министра. Осталось лишь одно "но".

Правительство сейчас продолжает обсуждать вопрос гораздо более масштабный, нежели акцизы на алкоголь. Речь идет о снижении ставки НДС на один процент — с 13 до 12%. Как уже неоднократно заявляли правительственные чиновники, если это произойдет, компенсировать выпадающие доходы планируется за счет акцизов. Понятно, что в такой ситуации вопрос снижения акцизов на алкоголь может стать неактуальным. Решение в очередной раз должно быть принято "на самом верху": как и в случае с акцизами, Минфин выступает против снижения налога на добавленную стоимость. 


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Реклама: