Алкоголь крупным планом

От «Венского» к «Жигулёвскому»: краткая история пивной этикетки 16.10.2015

От «Венского» к «Жигулёвскому»: краткая история пивной этикетки


История, к сожалению, не донесла до нас имя человека, придумавшего первую пивную этикетку, но доподлинно известно, что появилась она в конце XIX века в Западной Европе. Именно тогда производство древнего благородного напитка было поставлено в Старом Свете на промышленную основу. В то время на этикетках, как правило, указывали товарный знак производителя, фамилию владельца пивоварни и местоположение завода.

В России пивная этикетка появилась одновременно с европейской, но выгодно отличалась от западного аналога многообразием форм и расцветок. Однако в 1934 году вышел «ОСТ 350», согласно которому всем предприятиям предписывалось выпускать только утвержденные на «высшем уровне» сорта пива. При этом каждому сорту должна была соответствовать одобренная на том же уровне этикетка. С выходом «ОСТ 350» связана интересная история о визите Анастаса Микояна, наркома пищевой промышленности СССР, на пивоваренный завод в Самаре. Анастас Иванович спросил местных руководителей, почему советское пиво названо «Венским»? Уже на следующее утро местные типографии получили заказ на печать новых этикеток с надписью: «Жигулевское пиво». Позже на смену «ОСТ 350» пришел «ГОСТ 3473-46», и все этикетки стали стандартными.

Сегодня большинство производителей наносят информацию о своем продукте на трехпозиционную этикетку, а именно:

Основная (она же фронтальная) этикетка;
Контрэтикетка (размером поменьше основной и помещенная на обратной стороне бутылки);
Кольеретка (опоясывающая горлышко бутылки);

Название марки пива на основной этикетке традиционно играет главную роль, ведь создана она была как раз для идентификации конкретного напитка. После названия марки обычно принято указывать тип пива – «светлое» или «темное», что обозначает не только цвет напитка, но и говорит о степени прожарки солода. Надпись «лагер» (lager) означает, что это пиво сброжено при низких температурах, оно легкое и светлое, «пильзнер» (pilsner) – это гарантия мягкой горчинки во вкусе. Если же на этикетке написано «эль» (ale) или «портер» (porter), значит, это пиво сброжено при высоких температурах и обладает ощутимым фруктовым или цветочным привкусом. Надпись: «пшеничное» (weissbier), обозначает, что это пиво с мягким вкусом, обильной пеной и неподражаемым ароматом.

Опытного любителя янтарного напитка обязательно заинтересуют цифры, расположенные на пивной этикетке. Помимо знакомого для всех обозначения объёма упаковки, на этикете можно также найти ещё 2 важных значения: плотность и крепость.

Под плотностью пива подразумевают процентное содержание сухих веществ в сусле, которое служит основой для приготовления напитка. Этот показатель измеряют до того, как начнётся процесс брожения, а для его определения используют специальную единицу измерения – градус Баллинга, названную так в честь австрийского химика Карла Баллинга. Интересный факт – на этикетках импортных бутылок пива плотность не указывается, есть только процент алкоголя – крепость. Но не спешите отчаиваться, когда в ваших руках окажется такая бутылка, зная один из показателей, вы сможете приблизительно определить и другой, ведь в среднем показатель плотности пива в 2,5 раза выше содержания алкоголя.

На контрэтикетке обычно перечислены ингредиенты, использованные для производства пива: ячменный солод, хмель или хмелепродукты, дрожжи, вода, для некоторых сортов может быть использован ржаной или пшеничный солод, овес, рис, кукуруза или фруктово-ягодные добавки. Ингредиенты располагаются в порядке убывания, как правило, перечисление начинается с воды, а все остальные компоненты идут после. Также на контрэтикете обязательно указывают энергетическую ценность пива в килокалориях (Ккал), количество углеводов в граммах (Гр) и всю необходимую информацию о производителе.

На горлышке пивной бутылки находится кольеретка, или просто – горловая этикетка. Кольеретки присутствуют отнюдь не на всех марках пива, но сопровождает бутылки опытных, известных производителей. На ней, как правило, располагается товарный знак или логотип производителя.

Многообразие и красочность оформления пивных этикеток привлекают не только потребителей, но и внимание коллекционеров. Пожелавший остаться неизвестным польский коллекционер уже 10 лет собирает самые интересные экземпляры и живет на выручку от своего хобби. Покупая и продавая достойные внимания пивные этикетки, он не только пополняет свою коллекцию, но и зарабатывает деньги для путешествий по всему миру. Невероятно, но факт: собирателей пивной атрибутики во всем мире в десятки раз больше, чем коллекционеров спичечных коробков, устаревших денежных знаков или всех, когда-либо изданных, романов Агаты Кристи.

Это легко объяснить: пиво – это один из самых популярных напитков на свете. Во всем мире производится и употребляется огромное множество сортов и марок пива. Одна только «Международная ассоциация коллекционеров пивных пробок» насчитывает ни много ни мало 12 тысяч членов. Также есть и «охотники» за пивными бутылками, кружками, подставками и, конечно, этикетками, которые всегда поражали коллекционеров обилием форм и многообразием оформления: от логотипов компании до исторических сюжетов. Но не стоит забывать о том, что пивная этикетка – это не просто красивая картинка, а важнейший элемент идентификации пенного напитка, благодаря которому каждый любитель пива сможет быстро сориентироваться во всем пивном многообразии.

Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Реклама: