Алкоголь крупным планом

В ожидании изобилия 01.08.2006

В ожидании изобилия

Больше месяца все участники алкогольного рынка России, а также сочувствующие им иностранные производители в один голос костерят (и на все корки распекают) пресловутый 102 Закон. Иногда даже от полноты чувств ругаются - нехорошо и витиевато, как царские боцмана.

…Вы не поверите, но мы нашли положительную черту 102-го! Правда, всего одну. Единственная положительная черта нового Закона заключается в том, что он вынуждает, наконец-то, «алкогольщиков» объединиться.

…Был у одного из авторов этой статьи хороший приятель – Гарик Махов. Так вот, когда вся страна переходила на летнее время, он еще месяца два всем говорил: «Ну, я-то знаю, что сейчас семь часов! А не ваши дурацкие шесть…». Опаздывал на работу, на встречи, на поезда и самолеты, Не успе-вал пузырь купить вечером. Но настойчиво считал себя умным, а остальных – так себе.

И только когда «реальность бытия» начинала бить его по голове и, что еще болезненнее – по карману, он сквозь зубы начинал соглашаться с тем, что шесть часов – это шесть часов. То есть, с очевидным…

Уже давно мощные профессиональные объединения со своими лоббистскими структурами есть у всех – у пивников, нефтяников, металлургов, лекарственников, машиностроителей и др. У туристического бизнеса – есть! Это и понятно – профессионалы, чтобы их не разорили, просто обязаны вли-ять на содержание законов. По крайней мере, хотя бы принимать участие в их обсуждении.

Но у наших – собственная гордость! Каждый сам себе Сократ, Пифагор и Лобачевский. А также экономист покруче Леонтьева (американского). Са-мые проницательные из них смогли понять, что в одиночку – стопчут. И соз-дали несколько профессиональных объединений: в частности, Национальный союз участников алкогольного рынка (СУАР), Национальную алкогольную ассоциацию. В это список в той или иной степени входят и другие организа-ции – в частности, Федерация рестораторов и отельеров. Но все равно – «мощности» каждого из этих объединений по отдельности слишком малы для осуществления общих задач. Не хватает средств (в том числе и финансо-вых), инструментов – в частности, прессы. Да и цели у этих объединений – свои, ведомственные…  
Но единой и мощной организации – просто нет.

Самое интересное, что среди крупных игроков российского алкогольного рынка есть действительно масштабные личности – умные, активные, великолепно образованные, креативные. И абсолютное большинство из них прекрасно понимало еще в январе - к чему приведет вступление в силу 102 Закона.

Думаете, они не пытались через свои связи и контакты в Госдуме, Правительстве и «причастных» министерствах объяснить недостатки 102-го Закона и рассказать о пагубных последствиях его введения? Еще как пытались! И письма писали, и на приемы ходили, и статьи в прессе организовывали.

А их – не слышат. Руководители министерств – такие же Лобачевские и Сократы, Юлии Цезари. Они все знают, все понимают. И их сотрудники – тоже. Минэкономразвития – самая «знающая» контора – уже развалила несколько отраслей, в частности, рыбную, поскольку знала лучше профессио-налов, что нужно. Другие шесть «контор» - не лучше… И слышат они только «тяжелый бас» крупных сил – да и то не всегда… 

После того, как на алкогольным рынке после введения 102-го закона начались массовые банкротства, терпение у «алкогольщиков», судя по всему, кончилось. Об этом говорит, на наш взгляд, состоявшаяся в прошедший четверг пресс-конференция, темой которой было положение на алкогольном рынке страны.

Уже по составу участников этого мероприятия можно было судить о том, что мысль об объединении стала не просто острой, но и горячей. Как кол для грешников в аду…

Судите сами – в зале собрались: высокопоставленные чиновники правительств Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, представитель Торгово-Промышленной палаты, руководство СУАР, крупные бизнесмены.

И все они в один голос рассказывали, что принес рынку 102 Закон. И что их просто не слышат в министерствах и правительстве.

Член Академии виноградарства и виноделия Марк Кауфман прямо заявил, что, по его мнению, реализация 102-го федерального закона о государственном регулировании производства и оборота спирта и спиртосодержащей продукции отбросила алкогольный рынок России в начало 90-х годов.

Он обратил внимание на то, что 102-й ФЗ лишает права розничной торговли алкогольной продукцией предприятия без образования юридического лица. Но таких предприятий в России (если не считать крупные города) большинство. К чему это приводит? К примеру, правительство Татарстана для обеспечения алкогольной продукцией потребителей рассматривает во-прос о ее продаже через почту республики, которая имеет самую разветвленную в РТ сеть своих отделений. "В результате, по степени организации рын-ка, мы оказались резко отброшены назад, и находимся сейчас на уровне начала 90-х годов, когда самым ходовым товаром была "паленая" водка и спирт "Роял", - заметил он.

Постановления, где была четко прописана работа ЕГАИС, до сих пор нет, - заявил председатель подкомитета ТПП по предпринимательству в сфе-ре оборота этилового спирта Петр Каныгин. По его словам, ЕГАИС России просто жизненно необходима. Но мы с такой страшной силой стремились в ВТО (извечный аргумент МЭРТа по ходу “дописывания” закона), что стара-лись сделать все на скаку. И “наскочили” в результате на пустые полки. Кстати, по мнению Каныгина, таковыми прилавки будут оставаться еще до-вольно долго. Он прогнозирует, что ассортимент в магазинах восстановится только к ноябрю... Да и то наполовину. Он особо подчеркнул, что постановления-то нет, а вот фальшивые марки в стране уже есть.

И в конце пресс-конференции  Каныгин представил два, на его взгляд, наиболее вероятных сценария развития ситуации на алкогольном рынке страны.

Оптимистический прогноз. Ничего существенного не произойдет. Единая государственная автоматизированная информационная система учета (ЕГАИС), которая по 102-му ФЗ должна была стать панацеей от всех бед в этой сфере, как работала фрагментарно, так и будет работать в таком же режиме, полностью не выполняя своих функций. К апрелю следующего года ситуация на рынке стабилизируется. Но цена на импортный алкоголь вырас-тет в 2 раза.

Пессимистический сценарий. Полки заставлены суррогатом. Этому бу-дет способствовать и то, что новые акцизные марки клеятся сбоку бутылок, а не на их горлышко, как было раньше, когда они играли дополнительную роль гаранта качества напитка. Смертность от употребления нелегальной и некачественной продукции резко возрастет.

- Закон, который изначально готовился для того, чтобы проконтролировать качество алкоголя, начисто отменил рычаги проверки этого самого качества, — отметил заместитель руководителя столичного Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Слепак. На его взгляд, “вычеркивание” из документа надзора над оптовиками (Закон о госрегулировании фактически запретил субъектам Федерации участвовать в подобных операциях, оставив эту прерогативу центру) ведет к настоящему триумфу нелегалов. И привел пример из жизни: московская контролирующая комиссия работала с 1998 года, и за это время в столицу не пустили 90 млн. бутылок не-качественного спиртного. Смертность от отравлений алкоголем в Москве на протяжении долгого времени была в 17 раз ниже, чем по стране. Теперь же, по словам Слепака, “только за одну постновогоднюю неделю в столице умерли 163 человека”. И это, по мнению чиновника, только начало.

Общую мысль сформулировал самый маститый участник пресс-конференции - глава Союза участников алкогольного рынка Осман Парагульков.

Он отметил, что бизнес-сообщество оказалось недостаточно консолидированным и не смогло заявить о себе. На данный же момент молчавшие до этого представители разных “спиртовых” направлений как будто очнулись от спячки и трубят о своих несчастьях на каждом углу. Вот только поздно: но-вый закон «подмел» спиртовиков, водочников, виноделов, парфюмеров, аэ-розольщиков и поставщиков «под одну гребенку». И сейчас они все выпол-няют команду: “Стоять! Бояться!”.

Парагульков призвал всех участников алкогольного рынка, наконец-то, объединиться. И создать “настоящий экспертный совет” из всех ущемленных в правах законом: и представителей субъектов Федерации, и бизнеса.

- Решили в союзе и накатать письмо в правительство с прошением привести Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) в режим опытной эксплуатации (то есть передавать туда те сведения, которые она готова принять на сегодняшний день). А еще не при-менять к бизнесу санкций за неработающие ступени ЕГАИС. Вот только, как известно, от нашего правительства ответ можно ждать очень долго. Да и ка-кие ответы на письма, если постановлений до сих пор не дождались.

Пресс-конференция показала, что у алкогольного рынка есть, что сказать по поводу кризиса. И идеи, высказанные во время беседы – очень даже не-глупые.
Но вот услышит ли их правительство…

Можно смело сказать, что правительство   ближайшее время никого не услышит. Пока что «в верхах» идет поиск «самого крайнего».
В настоящее время Правительство РФ «повесило» на переподчиненную ему Федеральную таможенную службу  задачу наладить контроль за оборо-том алкоголя в стране.
Об этом говорится в новом положении о ФТС, подписанном премьер-министром Михаилом Фрадковым. Этот документ потребовался в связи пе-реходом ФТС, ранее подчинявшейся Минэкономразвития РФ, напрямую под контроль правительства и появления в сфере ее ответственности ряда новых секторов. В соответствии с положением, отныне служба будет заниматься работой Единой государственной автоматической информационной системы учета оборота спиртосодержащей продукции. Как пояснил в минувший четверг глава Минэкономразвития Герман Греф, ФТС поручено в том числе от-регулировать механизмы этой системы - «у нее будут все полномочия для приведения ЕГАИС в рабочее состояние» и обеспечения нормальной работы предприятий на алкогольном рынке страны.

Как отмечается в новом положении о ФТС, наряду с разработкой «правил приобретения акцизных марок для импортируемой алкогольной продукции и контроля за их использованием» специалисты службы должны утвер-ждать и формат «нанесения на марки сведений о продукции, считываемых с использованием техсредств ЕГАИС, а также правила направления подтвер-ждения о фиксации сведений в этой системе».

Мало было таможне ловить контрабандистов. Теперь она будет ловить и производителей «левой» водки. Ну-ну… 

Пока ищут крайнего, алкогольный кризис приносит бизнесу огромные убытки. В частности, петербургские рестораторы уже потеряли примерно  420 миллионов рублей оборота. ЕГАИС  обрушила рынок импортного алко-голя. Из-за отсутствия марок нового образца с прилавков магазинов и из ме-ню ресторанов исчезли иностранные напитки.

Раньше средний чек в питерском ресторане составлял 1500-2000 рублей с одного посетителя, но из-за проблем с новыми акцизами и отсутствия вина эта сумма снизилась до 1000 рублей с человека. Вместо обычных (в среднем) 60 позиций вин рестораны предлагает посетителям всего шесть российских марок. Запасы во многих барах и ресторанах  иссякли примерно к середине июля.

Алкоголь обеспечивает ресторану примерно 30-40% оборота. Из-за отсутствия алкоголя выручка рестораторов сократилась в среднем на 30-50%.

Рестораны, не успевшие зарегистрироваться в ЕГАИС, лишились привычных каналов поставок. Часть из рестораторов были вынуждены покупать алкоголь в розничной сети. В ФНС из-за большого наплыва поставщиков и рестораторов образовались очереди.
По прогнозам экспертов, после завершения кризиса цены на алкоголь вырастут. Некоторые дистрибуторы уже повысили цены на 10%.

Если верить правительству, в первых числах августа винные полки вновь заполнятся отечественным алкоголем, а месяца через 2-3 - импортным. По некоторым сведениям, документ, позволяющий продавать в стране опто-вые партии спиртного без обязательного учета в системе ЕГАИС, уже зави-зировал вице-премьер Александр Жуков. Осталось получить одобрение у первого вице-премьера Дмитрия Медведева, подпись премьера Михаила Фрадкова - и дело сделано, можно возобновлять поставки.
Однако первое августа уже наступило – а на полках как-то гуще не стало…

Правда, пункты сбора стеклотары оживились. Они выставляют таблички - "принимаем тару с новыми марками". И если старая марка гарантировала "целостность укупорки" - ее место было на горлышке бутылки и пробке, то новая аккуратно (и очень прочно) приклеивается между этикеткой и контр-этикеткой. Сполоснешь такую бутылочку, зальешь любой "бурдой" - и на прилавок. А выглядит все вполне благопристойно, даже марка может оказаться настоящей…

Михаил Смирнов
Михаил Максимов


Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Реклама: