Ритейл

Сети готовы "кредитовать" поставщиков 17.12.2008

Сети готовы "кредитовать" поставщиков


Продуктовые ритейлеры X5 Retail Group, "Виктория" и "Копейка" предложили поставщикам платить за продукцию раньше, чем это предусмотрено договором (обычная отсрочка 30-45 дней из-за кризиса может увеличиваться до 60-90 дней), но за комиссию — 0,16-0,25% стоимости поставки за день. Таким образом, сети готовы "кредитовать" поставщиков под 50-90% годовых. Для сравнения: факторинговые компании работают с 35% годовых, банки — 15-20%, сообщает газета "Коммерсантъ".

Несколько поставщиков рассказали "Ъ", что X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др.), "Виктория" (магазины "Виктория", "Дешево", "Квартал" и др.) и "Копейка" предложили им погашать дебиторскую задолженность в удобные сроки: за снижение отсрочки, предусмотренной договором, на один день ритейлеры требуют от 0,16 до 0,25% стоимости поставки. Если речь идет о погашении, например, на 30 дней раньше срока, то ставки могут быть ниже, уточнил один из собеседников "Ъ": так, X5, по его словам, в этом случае "берет" всего 5% суммы долга, "Копейка" — 6%, "Виктория" — 8%. Таким образом, ставка по "кредитам" сетей находится в диапазоне 50-90% годовых. О том, что перечисленные ритейлеры обсуждают такие условия с поставщиками, знает председатель правления Мясного союза России Мушег Мамиконян.

Совладелец "Виктории" Николай Власенко подтвердил, что просит "скидку" за досрочное погашение дебиторки, но в среднем только 4% суммы при месячном опережении договора. "Конечно, хотим на этом заработать",— объясняет он, указывая, что просроченных долгов перед поставщиками у "Виктории" сейчас нет. Исполнительный директор "Копейки" Максим Гольдберг предлагает поставщикам кредитоваться по ставкам, которые "немного выше среднерыночных ставок по банковских кредитам" (сейчас 20-25% годовых). Хотя, признает он, у "Копейки" есть просроченные долги перед поставщиками: "Это небольшая сумма, возникшая по вине самого поставщика, неправильно оформившего документы".

Торговые сети пытаются заработать на проблемах поставщиков и факторинговых компаний, считает Мушег Мамиконян. Кризис лишил факторинговые компании (выплачивают поставщикам сразу 85-90% стоимости товара, а потом ждут оплаты от магазинов) возможности привлечения заемных средств с внешнего и внутреннего рынков, многие из них сейчас выставлены на продажу (см. "Ъ" от 15 декабря). В октябре факторинговые компании отмечали повышенный спрос на свои услуги со стороны поставщиков продуктовой розницы: тогда ставки по этому виду кредитования выросли в среднем до 20-25% годовых, в некоторых случаях — до 35%.

Гендиректор Х5 Лев Хасис утверждает, что речь идет о "скидках" от повышенной закупочной цены. "В ситуации, когда цена на отечественную курицу у всех без исключения поставщиков за два месяца увеличилась на 25%, можно ли назвать запрашиваемые нами скидки скидками? При том, что это не импорт, и потерь от курсовой разницы у наших производителей нет, а зерно дешевеет из-за рекордного урожая" — возмущается он. "Расчеты с поставщиком (до того, как его товар будет распродан в сети.— "Ъ") осуществляются на кредитные деньги, по которым мы тоже платим проценты",— добавляет господин Гольдберг. А Николай Власенко уверен, что банковские кредиты ритейлерам под 13% годовых нельзя считать "дешевыми", "если за них просят долю в компании, всю недвижимость, да еще и личное поручительство акционеров".

Председатель совета директоров "Помидорпрома" Максим Протасов (ему ряд сетей предлагали платить на месяц раньше за 5% стоимости поставки) считает, что схема, которую предлагают ритейлеры, имеет право на жизнь, но поставщики могут выжить при "скидке" не более 2% в месяц. Директор по связям с инвесторами "Магнита" Олег Гончаров говорит, что сеть в октябре была готова сократить отсрочку на месяц за вознаграждение до 12% стоимости поставки (144% годовых), но никто из поставщиков не согласился.

Дополнительная информация:  html

Возврат к списку


Other records:

Компания viWine откроет винные магазины по всей России Компания viWine откроет винные магазины по всей России

Крупный импортер и дистрибутор вин дальнего и ближнего зарубежья запустила в 2011 году проект viWine, в рамках которого компания планирует открыть пять новых магазинов и выйти на дальневосточный рынок.




Эксперты считают, что ритейлерам «пивной запрет» будет на руку Эксперты считают, что ритейлерам «пивной запрет» будет на руку

Вчера Президент России подписал закон, ужесточающий правила лицензирования, производства и продажи алкогольной продукции. Закон предусматривает запрет на продажу спиртных напитков, крепость которых выше 0,5%, в объектах нестационарной торговли (другими словами, в ларьках и палатках).

"Призма" идет в Санкт-Петербург "Призма" идет в Санкт-Петербург

Sok Retail Int. Oy, развивающая на российском рынке сеть продовольственных гипермаркетов Prisma, инвестирует 100 млн евро в открытие четырех новых магазинов в Петербурге. Они разместятся в строящихся комплексах ХК «Адамант». По оценкам экспертов, исходя из заявленного объема инвестиций Sok Retail сможет приобрести до 50 тыс. кв. м торговых площадей.

Финская группа Kesko выходит на российский рынок Финская группа Kesko выходит на российский рынок

Финская группа Kesko, открывающая в России магазины стройматериалов K-Rauta, выводит на рынок и свою продуктовую сеть: в 2012-2013 годах планируется построить четыре гипермаркета K-citymarket, в том числе в московском регионе. Одновременно Kesko попытается купить местную продуктовую сеть: для этих целей ритейлер нанял банковскую группу Evli, которая в начале года встретилась с владельцами гипермаркетов "Лента".



"Мосмарт" продан Александру Занадворову "Мосмарт" продан Александру Занадворову

Владелец сети "Седьмой континент" Александр Занадворов закрыл сделку по покупке московских гипермаркетов сети "Мосмарт": сегодня его компания M.Square Holding Ltd подписала договор купли-продажи 100% долей ООО "Гиперцентр-5" и 100% акций ЗАО "Гиперцентр" со "Сбербанк Капиталом", членом совета директоров АФК "Система" Евгением Новицким и основателями сети Андреем Шелухиным и Михаилом Безелянским. В сделку вошли четыре собственных гипермаркета "Мосмарт".

Реклама: