10.06.2011
Импортеры просят разрешить торговлю через Интернет
Нет, все-таки мудрый народ – эти японцы! Нашелся у них в незапамятные времена мудрец, который сказал: «Волны гасят ветер». И все – как припечатал на все времена! Но вот какая закавыка оказалась: по всему выходит, что мировую мудрость по волны, которые гасят ветер, придумали Аркадий и Борис Стругацкие. Уж явно не древние, и уж точно – не японцы (хотя один из них, Аркадий, востоковед, а второй, Борис, астроном, что недалеко упало…).
Так вот, это «кучерявое» вступление направлено на плавный переход к письму импортеров в правительство, которое они (импортеры) просят отменить запрет на продажу алкоголя через Интернет.
Итак, импортеры вина просят правительство снять запрет на продажу алкоголя через Интернет, введенный четыре года назад. По их мнению, эта мера показала свою неэффективность в плане противодействия онлайн-торговле контрафактом и при этом лишила легальных производителей надежного канала сбыта. Участники рынка предлагают продавать через Интернет довольно дорогие алкогольные напитки, чтобы отсечь несовершеннолетних покупателей.
В распоряжении газеты РБК daily оказались копии писем, направленных на имя главы Минпромторга Виктора Христенко и замглавы Росалкогольрегулирования Владислава Спирина, в которых представители Ассоциации импортеров вин (АИВ) предлагают отменить запрет на продажу алкоголя через Интернет. В Минпромторге и Росалкоголе подтвердили факт получения писем, отметив, что предложение импортеров находится на рассмотрении.
…Кстати, есть у меня очень близкий человек, который, если хочет отказать, так и говорит: «Присылайте, рассмотрим…». Но это так, к слову, о личном…
«Наличие запрета на дистанционную продажу алкоголя в России — хороший пример того, как для решения действительно значимых проблем используются совершенно неверные методы, — заявил президент АИВ Михаил Блинов. — Лица и организации, торгующие откровенным контрафактом через Интернет без всяких лицензий, и без того совершают уголовное преступление по статье «Незаконное предпринимательство». С этой точки зрения введение дополнительных запретов на дистанционную торговлю алкоголем не несет для них дополнительных рисков».
Участники рынка, естественно, с энтузиазмом встретили предложение АИВ. «Мы полностью поддерживаем эту инициативу, — заявил директор юридического департамента компании «Русьимпорт» Кирилл Гусев. — Когда этот запрет вводился, поводом для него стало желание государства поставить дополнительный барьер на пути распространения контрафактной продукции через Интернет. В результате мы сейчас наблюдаем, что компании-однодневки, торгующие сомнительной продукцией, сохранили свое присутствие в Интернете, а легальные участники рынка данным каналом сбыта пользоваться не могут». По словам г-на Гусева, запрет доказал свою неэффективность и должен быть отменен.
Представители водочной индустрии отметили, что их вполне устраивают и нынешние каналы продаж. Но при этом они считают, что онлайн-торговлю алкоголем можно вернуть, введя нижнюю ценовую планку, чтобы отсечь от этого канала несовершеннолетних и торговцев контрафактом. «Возможно, имеет смысл продавать через сеть эксклюзивные суперпремиальные алкогольные напитки, чья цена измеряется сотнями и тысячами долларов, и в таком случае круг покупателей будет сильно ограничен», — заявил PR-директор компании «Синергия» Прохор Малютин.
По словам генерального директора виноторговой компании «Форт» Михаила Бадухина, несмотря на имеющийся запрет, большинство компаний-импортеров продолжали продавать свое вино через Интернет. «При дистанционной продаже алкоголя фактическая сделка между продавцом и покупателем происходит в рамках закона, — уверен г-н Бадухин. — Покупка совершается в лицензированном месте, где пробивается чек о продаже товара, после чего потребителю предоставляется уже другая услуга по доставке». По словам г-на Бадухина, в российской правоприменительной практике не было ни одного прецедента, когда какая-либо легальная компания была привлечена к ответственности за торговлю алкоголем через Интернет.
Опрошенные РБК daily юристы тем не менее сомневаются в законности таких действий при наличии прямого запрета. «В случае если сделка по приобретению проходит в офисе, то никакого запрета на реализацию нет, — заявил управляющий партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев. — До покупателя доводится вся информация в соответствии с законом, проверяется возраст покупателя. Постановление вводит запрет именно на дистанционную продажу, чтобы избежать ситуации, когда несовершеннолетний гражданин, оплатив заказ через кредитную карту, получает курьером алкоголь на дом». По мнению эксперта, шансы на то, что правительство отменит заочный способ приобретения алкоголя, невелики.
Представители сетевого ритейла также обращают внимание на проблему невозможности эффективно проконтролировать возраст покупателя при использовании такой схемы. «Совершенно неясно, каким образом будет решаться проблема продажи алкоголя лицам, которые не достигли 18 лет, — говорит руководитель по внешним коммуникациям сети «Ашан» Мария Курносова. — Кроме того, сложно понять, как можно сохранить в интернет-пространстве четкие временные рамки, внутри которых торговля алкоголем разрешена для офлайн-магазинов (продажа крепких напитков в Москве запрещена с 22.00 до 10.00.)». Г-жа Курносова приходит к выводу, что интернет-торговля алкоголем создаст неравные условия реальному ритейлу.
Михаил Блинов в свою очередь уверен, что возвращение онлайн-торговли алкоголем пойдет на руку потребителю. «Ему не пришлось бы переплачивать значительные суммы торговым сетям, где стоимость бутылки хорошего вина или коньяка порой удваивается за счет разнообразных торговых наценок», — объясняет он. По мнению эксперта, в случае снятия запрета, объем продаж алкоголя через дистанционные каналы мог бы составить до 2% рынка.
… Все эти обсуждения, на мой взгляд, происходят от того, что не понимает народ глубинных, я бы сказал, посконных, сермяжных методов управления, прилично отдающих портянками (кстати, жаль, что в армии отменили сапоги и портянки – очень было удобно).
Ведь в чем секрет правильного руководства, который знает любой мало-мальски сообразительный старшина? Правильно – резко закрутить гайки, а потом постепенно их отпускать. И вся рота будет считать такого старшину отцом родным и мудрым руководителем: строгим, но справедливым.
Так и здесь – запретили торговать алкогольными напитками через Интернет! И совершенно пофигу, что запрет не действует: купить алкоголь в Интернете как было легко, так и сейчас вполне нетрудно. Не верите? Попробуйте сами…
А теперь власти покочевряжутся немного – и, «оценив реальную обстановку, пойдут навстречу бизнесу». Разрешат. Возможно. Потом…
В итоге – импортеры алкоголя уже «по жизни должны» власти. Хотя ничего не изменится. Вот правы великие писатели Стругацкие – волны действительно гасят ветер.
Ветер запрета был? Был. Волны российской реальности погасили этот ветер? Погасили. Но в результате выиграли только политики: в их «перевернутом» и странном мире бульон от вареных яиц и хлопоты – самый важный продукт и результат. Потому как не зря народный избранник зарплату получает. О счастье народном беспокоится…
В общем, письмо Христенко и Спирину вещь нужная и правильная. Но - как факт того, что алкогольный бизнес начинает вылезать из скорлупы, поняв, что – не отсидеться в тине, и надо начинать барахтаться. Конечно, официально сейчас никто не разрешит торговать алкоголем по Интернету. Но, как говорил Жванецкий: «Может быть, мой детский лепет – это смелый шаг вперед!». А мудрые китайцы всегда уверяли, что «Дорога в тысячу ли начинается с первого шага».
Для тех, кто интересуется: 1 ли – 500 метров…
Михаил Смирнов
По материалам: РБК daily
Дополнительная информация:
html
Руководитель агентства "ЦИФРРА" Вадим Дробиз: "То, что Россия не запойнее других стран, скоро вынуждены будут признать иностранцы – по мере раскрытия ими информации о самих себе… Вот и раскрываются в последние 2-3 года западные страны. Будучи в США почти целый месяц в марте 2010, я многое «вскрыл» в цифрах из их как минимум не менее бурной чем в нашей стране алкогольной действительности, а потом то же самое сделал в Англии…".
За последние 20 лет отечественный алкогольный рынок пережил немало потрясений: рейдерские захваты и перестрелки, засилье левой водки, взлет и падение брендов и многое другое. Пожалуй, единственным бизнесменом, пережившим все стадии становления и развития алкорынка и оставшимся на нем до сих пор, является СЕРГЕЙ ЗИВЕНКО.
Правительство РФ планирует продажу 50% минус одна акция в госкомпании "Объединенная зерновая компания" (создана в 2009). Компания планирует увеличение экспорта зерновых до 16 млн.тонн к 2015, в т.ч. 92% пшеницы и 8% кормового ячменя. Компания за первые три месяца нового сезона (нач. 1 июля) экспортировала 360 тыс.тонн.
Спор наших производителей, будут ли полусладкие вина впредь называться винными напитками или вином, вышел на публику. Статус полусладких вин — вопрос для России не праздный, поскольку все крупные винные производства в стране находятся в исключительной зависимости от реализации этой дешевой во всех отношениях продукции. Поэтому от имени производителей качественного вина хочется привлечь внимание общества к спору: что же такое полусладкое дешевое вино?
5 декабря 1933 года была отменена 18-я поправка к Конституции, и американцы избавились от правового кошмара под названием «сухой закон». Сегодня опыт «сухого закона» должен напоминать о том, что действия Конгресса, ученых и экономистов, движимых благородным стремлением добиться некоей высоконравственной цели, могут обернуться чудовищными ошибками.