Развитие российского рынка вина в 2011 году - особенности и перспективы
30 марта 2011 г. в Торгово-промышленной палате РФ состоялся брифинг для представителей посольств и торгово-промышленных палат зарубежных стран в России на тему "Развитие российского рынка вина в 2011 году – особенности и перспективы". Организаторы мероприятия: Оргкомитет Moscow International Wine Expo и Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
В брифинге приняли участие вице-президент ТПП РФ Георгий Петров, Президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз, заместитель генерального директора ГУП г.Москвы "Московское качество" Игорь Назаров, начальник организационно-информационного отдела ГУП г.Москвы "Московское качество" Марина Бубнова, руководитель органа по сертификации продукции и услуг ООО "НПО Импульс" Юлия Смычкова, директор Moscow International Wine Expo Елена Порман, сотрудники посольств, экономических миссий и торговых палат 19 винодельческих стран, а также представители российских компаний (импортеры, дистрибьюторы винодельческой продукции) и пресса.
По приглашению ТПП РФ в брифинге приняли участие начальник Управления государственной политики в сфере регулирования алкогольного рынка Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) Дмитрий Шаблинский и заместитель начальника Управления государственной политики в сфере регулирования алкогольного рынка Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) Димитрий Бурцев.
Вниманию участников брифинга была представлена актуальная информация о состоянии российского алкогольного рынка, структуре потребления и импорта, основных особенностях законодательства в сфере регулирования оборота алкогольной продукции и, в частности, вин. Особое внимание было уделено мерам, которые принимаются для обеспечения и контроля качества винодельческой продукции, представленной на российском рынке, и перспективам сотрудничества с зарубежными партнерами в целях использования передового международного опыта. Была также отмечена необходимость продвижения вина как неотъемлемой части культуры винодельческих стран и представлена информация о европейской программе по формированию культуры умеренного потребления качественных вин.
С сообщениями на брифинге выступили:
Дробиз Вадим Иосифович, директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА)
"Структурные изменения российского рынка вина с 2000 до 2010 года"
Вадим Дробиз представил статистику российского рынка вин по данным Росстата и Федеральной таможенной службы РФ: соотношение импортного и российского вина на российском винном рынке в 2005 – 2010 гг., соотношение импортного и российского вина на российском винном рынке в 2005 – 2010 гг., изменение "географической" структуры импортного вина в России
в 2000 – 2010 гг., доли стран-поставщиков виноградного вина в объеме винного рынка России
в 2008 – 2010 гг.
По данным Вадима Дробиза, за последние 10 лет рынок импортного вина в России структурно кардинально изменился: если в 2000 г. виноградные вина из республик бывшего Советского Союза составляли около 85%, вина Старого Света около 10%, вина Нового Света около 1%, то в 2010 году – соответственно около 18%, 58% и 10%.
При этом важно отметить, что на современном этапе развития рынка мы ждем от зарубежных производителей не только вина и виноматериалов, но и передачи опыта зарубежных виноделов – российским, а также инвестиций в российское виноградарство и виноделие.
Одной из основных причин медленного изменения структуры потребления в России в пользу виноградного вина Вадим Дробиз считает его высокую цену. Вино в России относительно минимальных и средних зарплат стоит в 5 раз дороже, чем в Западной Европе и других странах.
Попович Леонид Львович, Президент Союза виноградарей и виноделов России
"Особенности законодательства российского винного рынка"
Леонид Попович указал в своем выступлении на несовершенство законодательной базы, регулирующей российский рынок вина. В стране нет отдельного закона о винограде и вине. Производство и оборот вина регулируется законом 171-ФЗ, согласно которому вино относится к "вино-алкогольной продукции, произведенной из виноматериалов, с содержанием этилового спирта из пищевого сырья не более 22% объема" и рассматривается как промышленный, а не сельскохозяйственный продукт. Как видно при сопоставлении статистики импорта, производства и продаж, около ¼ продаваемого в стране вина сделано неизвестно из чего, и это 250 млн. литров продукции. Несовершенная система стандартов позволяет производить "вино" с использованием промышленных пищевых добавок и красителей, а также импортировать в Россию винную продукцию низкого качества. Около 60% импортного вина, поступающего на российский рынок, не может продаваться в странах производства из-за несоответствия техническим регламентам и стандартам качества этих стран.
Смычкова Юлия Федоровна, руководитель органа по сертификации продукции и услуг ООО
"НПО Импульс"
"Особенности подтверждения соответствия алкогольной продукции на российском рынке"
Юлия Смычкова проинформировала участников брифинга, что выпуск в обращение алкогольной продукции осуществляется при наличии документов, подтверждающих соблюдение установленных для данной продукции обязательных требований. Такими документами являются декларация о соответствии и свидетельство о государственной регистрации алкогольной продукции.
Назаров Игорь Вячеславович, заместитель генерального директора ГУП г.Москвы "Московское качество"
"Качество и безопасность вин в Российской Федерации"
Как показывает опыт работы Системы добровольной сертификации ГУП г.Москвы "Московское качество", по различным показателям бракуется около 15 % алкогольной продукции, заявляемой для подтверждения качества и безопасности, сообщил Игорь Назаров. Ситуация осложняется недостатком в России нормативно-документальной базы и методов идентификации виноградных вин, которые уже несколько десятилетий успешно действуют в странах ЕС. В результате производители низкокачественной и фальсифицированной продукции имеют на российском рынке конкурентные преимущества перед добросовестными производителями и у потребителя складывается неверное представление о том, каким должно быть вино, дискредитируется имидж вина, что не способствует росту его потребления. В этой связи актуальным направлением становится выработка добросовестными производителями и импортерами винодельческой продукции, а также экспертным сообществом унифицированных критериев качества этой продукции, методик и форм их подтверждения, способов доведения такой информации до организаций розничной торговли и, в первую очередь, до потребителей.
Бубнова Марина Сергеевна, начальник организационно-информационного отдела ГУП г.Москвы "Московское качество"
"Контрафакт: пути решения проблемы"
Марина Бубнова отметила, что объектом массовой фальсификации в теневом секторе экономики стала как отечественная продукция, так и импортная. Подделывают все товары, дающие безусловную прибыль и пользующиеся повышенным спросом, в том числе алкогольную продукцию. Далее в своем выступлении Марина Бубнова остановилась на признаках контрафактной и фальсифицированной продукции, дала рекомендации импортерам алкогольной продукции по предотвращению контрафакта, а также сообщила об особенностях процедуры регистрации товарного знака и знака обслуживания и о необходимых действиях правообладателя в случае нарушения прав на товарный знак. В заключение были представлены примеры контрафактной алкогольной продукции.
Шаблинский Дмитрий Михайлович, начальник Управления государственной политики в сфере регулирования алкогольного рынка Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование)
В своем выступлении Дмитрий Шаблинский сообщил, что в Росалкогольрегулировании активно идет разработка проекта технического регламента Таможенного союза о безопасности алкогольной продукции, а также основных направлений развития отечественного виноделия. Ведется работа по подготовке проекта Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и по формированию Концепции развития отечественного виноделия на период до 2020 года".
Бурцев Димитрий Геннадьевич, заместитель начальника Управления государственной политики в сфере регулирования алкогольного рынка Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование)
Димитрий Бурцев отметил необходимость гармонизации отечественных стандартов винодельческой отрасли и приведение их в соответствие с существующими международными стандартами и регламентами. В этом направлении ведется успешное сотрудничество с Международной организацией винограда и вина (OIV). Кроме того, как пояснил Димитрий Бурцев, Росалкогольрегулирование заинтересовано во взаимовыгодном сотрудничестве в рамках унификации режимов торговли между странами, входящими в Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза из других стран. В частности, в 2010 году был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области производства и оборота вина и иной алкогольной продукции между Россией и Черногорией, в рамках которого будет реализован механизм двустороннего контроля за происхождением и качеством вина, а также иной алкогольной продукции, поставляемой в страны Таможенного союза. В апреле 2011 года планируется обсуждение сотрудничества по вопросам производства и оборота алкогольной продукции, включая импорт и экспорт, в рамках заседания Российско-Болгарского Комитета по экономическому сотрудничеству.
В заключение представители Росалкогольрегулирования отметили важность использования мирового опыта и инновационных методов анализа винодельческой продукции при определении требований по безопасности и контролю качества алкогольной продукции и подтвердили готовность сотрудничать в этом направлении с уполномоченными органами других стран.
Порман Елена Евгеньевна, директор Moscow International Wine Expo
"Вино как неотъемлемая часть культуры и национальных традиций винодельческих стран"
"Wine in Moderation: европейский опыт по формированию культуры умеренного потребления качественных вин"
Елена Порман представила вниманию присутствующих информацию о европейской программе Wine in Moderation, основанной в 2008 году в рамках деятельности Европейского форума "Алкоголь и Здоровье" для продвижения культуры ответственного и умеренного употребления качественного вина. Программа работает в нескольких направлениях: распространение информации о необходимости умеренного употребления вина, образовательные акции для участников алкогольного рынка и потребителей, формирование стандартов этики коммерческих коммуникаций и социальной ответственности бизнеса, адаптация успешного опыта других стран с учетом специфики местного рынка. Елена Порман сообщила, что компания Moscow International Wine Expo основана в 2010 году для организации культурно-выставочных проектов, направленных на продвижение вина как неотъемлемой части культурного наследия и здорового образа жизни. Каждый винодельческий регион отличается своими природными, историческими, культурными особенностями, которые можно и нужно продвигать совместно, представляя вино как часть многогранного наследия региона. Такой кросс-промоушн позволяет оптимизировать бюджет и обеспечивает эффект синергии.
В ходе проведения брифинга с вопросами и комментариями по актуальным вопросам российского рынка вина выступили директор компании "Винтаж-М" Светлана Арсенашвили, глава российского представительства Sopexa Татьяна Корсунская, директор по импорту компании "DP-Trade" Михаил Кукунов, Первый секретарь Посольства Республики Молдова Игорь Чиботару, заместитель генерального директора московского представительства Итало-Российской торговой палаты Олег Щеголев, председатель экспертно-дегустационной комиссии "Ростест-Москва" Виктор Аксенов.
По результатам брифинга принято решение консолидировать вопросы и предложения участников мероприятия для дальнейшей передачи запроса в соответствующие ведомства.