24.07.2006
История предсказанного кризиса
Наполеон любил говорить: «Надо ввязаться в драку, а там посмотрим». Принцип, конечно, хороший. Но – для гениев, которые практически никогда не ошибаются (Ватерлоо не в счет). В нашем правительстве Наполеонов (по размеру таланта) явно не хватает. Но метод широко используются. С практически прогнозируемыми результатами.
Иногда нам кажется, что мысль: «Хотели как лучше, получилось – как всегда», принадлежит не великому и мудрому Черномырдину. А является той самой «русской идеей», которую безуспешно ищут российские философы (и вообще все пьющие россияне) уже не одну сотню лет…
История головотяпства
Обвал рынка начался, как обычно - не по причине природных катаклизмов. Ничего случайного: дату начала кризиса, по крайней мере, за полгода до его наступления предсказывали все – и высоколобые аналитики, и просто здравомыслящие граждане. И, к сожалению, все оказались правы - 1 июля 2006 года Правительство таки ввело в действие поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции».
Идея у государственных чиновников была, как обычно, правильной. Провозгласив своей целью борьбу с нелегальным оборотом спиртного, кабинет министров ввел новые акцизные марки со штрих-кодом, теоретически позволяющим проследить путь каждой бутылки от производителя до потребителя при помощи Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС).
В соответствии с поправками в Закон новые акцизные марки должны были выдаваться с 1 января 2006 года. И Госдума (решив, что за полгода производители и импортеры успеют освоить новую технику), с 1 июля 2006 года запретила продажу алкоголя с акцизными марками старого образца.
Разговаривать с производителями и оптовиками, естественно, никто не захотел. Незабвенный городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский тоже считал: «Купцы все – жулики, выжиги и плуты!». Потому что они умного скажут? Вот в правительстве – это да, это умницы и гении, можно сказать – слонопотамы экономической мудрости…
Но случилось то, что обычно у нас случается. Новые марки появились на таможнях лишь в марте. Нового оборудования для маркировки продукции, как обычно, на всех не хватило. А система ЕГАИС сразу же начала «сбоить» и «глючить», намертво парализовав оптовый рынок. И в ночь на 1 июля «хрустальная карета» превратилась даже не в тыкву, а в дулю - огромное количество скопившегося на складах алкоголя мгновенно стало нелегальным.
В итоге за минувшие два месяца убытки производителей значительно превысили 1 млрд руб., а госбюджет недополучил более 9 млрд руб. доходов. Импорт сократился до микроскопических величин. Рынок «схлопнулся». Финита подкралась незаметно…
Что получила страна? Страна получила искусственный кризис на пустом месте. И рост потребления фальсификата и суррогатов - тех самых, борьбой с которыми и мотивировалось введение новых марок и ЕГАИС. И рост самогоноварения – у народа длинная память, и аппараты зарыты в сараях еще с 80-х…
Как вылезать будем?
Преодоление кризисов – традиционно любимое занятие российского правительства во все века. Но есть и еще одна традиция – правительство должно пококетничать и попытаться переложить ответственность на других (типа – сами дураки и бездельники!).
Поэтому кабинет министров (даже понимая, что очередной раз наступил на грабли) быстро признать свои ошибки и начать сотрудничать с производителями и оптовиками по их исправлению, естественно, не может.
Но делать что-то надо – народ безмолвствует-безмолвствует, а потом как придут выборы! Но при этом надо еще и чувство собственного достоинства не уронить. Поэтому правительству надо «и невинность соблюсти, и капитал приобрести» - мы ему не завидуем…
Исходя из своей сложной позиции, правительство после обращения участников алкогольного рынка и общественности сделало первый шаг - выпустило письма Федеральной налоговой службы и Минфина. В этих документах дается разрешение, и определяются условия перемаркировки алкоголя уже не на территории производителя, а на оптовых складах. А это - около 80 млн. бутылок с акцизными марками старого образца.
Но это – половина вопроса. С новыми марками и их переклейкой производители алкоголя и оптовики более и ли менее справляются. Правда, участники рынка и эксперты уверены, что вино, которое вернется на полки магазинов, будет уже дороже 20-30 процентов.
Другая часть проблемы – пресловутая ЕГАИС. Вернее, ввод в нее данных. На днях было принято решение временно отказаться от услуг автоматики и разрешить вручную заносить сведения об алкогольной продукции в компьютер налоговой инспекции, который будет передавать их уже на сервер системы.
Однако, по мнению пресс-секретаря Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадима Дробиза, это всего лишь временно-промежуточное решение для того, чтобы хоть как-то спасти положение. Кстати, решение – не всегда действенное. Есть факты, когда импортеры привозят дискету с данными в налоговую, а там им говорят: «А мы еще к ЕГАИС не подключены»…
По оценке Вадима Дробиза цены на появляющееся в торговле спиртное уже в большинстве случаев повышены: «Я сам обошел магазины в выходные. Например, сейчас нет водки дешевле 100 руб. Столовые вина подорожали на 15–20%. Получается, отсекается массовый потребитель».
Что касается элитного алкоголя, то, скорее всего, если не будет новых катаклизмов, он быстро восстановит свои позиции. Но это - 5–7% населения…
Окончательное решение о судьбе ЕГАИС должно быть принято лишь 1 августа. И мы надеемся, что власти признают, что система нуждается в серьезной доработке, и оставят ее в режиме опытной эксплуатации. Если этого не произойдет, вино с прилавков опять исчезнет. А если учитывать, что к советам специалистов чиновники прислушиваются в последнюю очередь, такой вариант развития событий представляется вполне возможным….
Так что – ждем августа?
html